Поисковые системы и выдача

Поисковая система (ПС) – это наиболее полная попытка упорядочить и классифицировать самую разнообразную информацию на просторах Интернета. Для пользователя поисковая система выглядит как интерактивный сайт, которому пользователь адресует свой запрос. Сайт реагирует почти мгновенным ответом, в виде сгенерированной страницы сайта, содержащей в качестве ответа последовательно расположенные ссылки и другие элементы.

Но, то, что видно пользователю – “лицо” поисковой системы, сайт, является лишь интеллектуальной надстройкой большого комплекса. Естественно, она имеет материальную базу, выраженную в системе реальных машин, мощных аппаратов, снабженных специально прописанным уникальным программным обеспечением.

Несмотря на то, что программы имеют между собой много общего, их индивидуальные особенности не подлежат разглашению. И это обусловливает отличие поисковых систем между собой. Кроме того, поисковая система не является застывшим явлением, она развивается, расширяется, меняет алгоритмы работы.

Структура поисковых систем

Поисковая система обладает поисковыми роботами, постоянно считывающими новую информацию в Интернете, находящими новые сайты, страницы, обновления. Число роботов довольно внушительное, задачи по поиску и сбору информации у них разные.

Вся эта информация регистрируется индексатором и составляет собой базу данных поисковой системы, которая также является относительно непостоянной величиной. Это естественно, ведь постоянно добавляются новые веб-страницы, а старые часто приходится вычищать из базы данных.

Чтобы получить доступ к необходимой информации, посетитель обращается у веб-серверу поисковика. Она обладает системой выдачи, то есть возможностью мгновенно сортировать имеющиеся данные и выдавать релевантные ответы.

Основные поисковые системы

Поисковых систем существует довольно много, каждая из них наделена своими целями и задачами, часто – коммерческими. Однако, глобальных, мирового значения поисковых систем, пользующихся большим доверием клиентов, не так уж много. Доминирующую позицию в мире занимает система Google, получившая процентное выражение обращений к ней – около 85%. Следующая в этой категории идет более Yahoo!, на долю которой приходится менее 7% запросов. Среди русскоязычных поисковых систем безусловным лидером является Яндекс.

Учитывая это, весь комплекс мер по SEO-оптимизации направлен, собственно, на продвижение русскоязычных сайтов именно в этих двух системах – Google и Яндекс.

Именно топ-позиции в выдаче этих поисковых систем дают реальное прибавление трафика на сайт. Существенные различия в структуре и алгоритмах поисковых систем обусловливают то, что разные сайты индексируются и ранжируются по-разному в Яндексе и Google.

Выдача поисковых систем

Выдача – это страница поискового сайта, которая открывается в ответ на определенный запрос поиска, то есть результат поиска системы. SERP – это не сельскохозяйственный инструмент, а английская аббревиатура, образованная из выражения “Search Engines Result Page” – SERP, дословный перевод – страница результатов поисковой машины.

Структура SERP

Что конкретно находится на странице поисковой выдачи? Это последовательно расположенные ссылки на другие страницы, содержащие информацию – ответ на запрос пользователя. Обычно к ссылкам прилагается несколько слов пояснения, что за сайт, куда ведет ссылка. Это помогает пользователю сделать выбор. Ссылки идут в определенном порядке. Машина, согласно своим критериям, автоматически составляет этот порядок.

Ссылки-ответы – не единственный элемент поиковой выдачи. Эта страница обычно также содержит контекстную рекламу, ссылки на последующие страницы поисковой выдачи, так как чаще всего результат показан не на одной, а на десятках страниц.

Уточненный запрос (если в этом есть необходимость) расположен сразу под окошком поиска. Здесь же размещаются так называемые шорткаты, то есть короткие быстрые ответы на запросы. Шорткат генерируется самой системой. Порой этого ответа пользователю достаточно. На один и тот же запрос одна система может генерировать шорткаты, а другая – нет. Для сравнения введите в поиск Google и Яндекс слова “погода в Москве”. Яндекс перед ответами покажет шорткат с реальной текущей погодой.

Критерии отбора сайтов

Выдачу на один и тот же запрос каждая поисковая система создает свою. Так что можно быть первым в поисковой выдаче Яндекса по определенному запросу и вообще не войти в топ Google по этой же теме. Вы сами можете легко убедиться в этом, особенно, если введете не культурный запрос типа “письма ван Гога” (здесь оба основных поисковика первым делом поведут на официальный сайт, посвященный художнику), а то, что связано с коммерческими предложениями. Сделайте запрос “купить манто” в Яндексе и в Google. Вы поймете, что SERP каждого поиска имеет свои результаты.

Это объясняется тем, что факторы отбора релевантных ответов у каждой системы свои. Они содержатся в тайне, часто меняются. Однако сотрудники основных систем часто пытаются донести посетителям мысль, что их система отсеивания наиболее надежная, не дающая случайным или недобросовестнымм сайтам показывать свою информацию в первых рядах.

Часто на одном сайте имеется несколько страниц, подходящих для ответа на запрос. В таких случаях, например в поисковой выдаче Google, эти ответы будут подаваться рядом, как основной и второстепенный. Основной ответ выдачи поисковой системы, составленный в виде релевантых ссылок, называется органическим результатом.

Источники: 1, 2